• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
18:09 

Таки да.
А началось всё неплохо, увы.
Чертов комплекс отличничка, ну что расстраиваться-то.
Брать виски на экзамен - хорошая идея. По крайней мере во время ожидания всех остальных и, следовательно, итога, можно было веселиться и скакать по партам в красном платьице. Не могу второй день найти крылья бабочки - так бы вообще была благодать.

Аааа, ну эта четверочка даже в диплом не пойдет, угомонись. Бойся средневековой.
А лучше иди пить вино.

12:53 

- Это вы Канта нарисовали?
- Ну...да, пожалуй. (смотрю на свою зверюшу с ёлками в ушах и цветами вместо рук)
- Здесь написано Иммануил. Вы очень странно представляете себе Канта.

Философия была слишком легка.

Вот мне в том тестике всегда писали - "болезненное честолюбие". Я думала - ну ладно.
А вот уже - пятый? - день хожу и время от времени расстраиваюсь из-за немецкого.
Один раз даже поплакала, что беспокоюсь из-за такой ерунды.
Но вот я даже теперь не могу шутить про великий немецкий язык - стыдно.

Ааа, надо что-то делать, не могу уже сдавать экзамены.
Единственное, что мне остается, чтобы успокоить душонку свою - сдать нормально зарубежку, которую рисуют как адское действо.

И сходить уже куда-нибудь, я, по-моему, полмесяца дальше Новодевичьего не выбиралась. В визовый центр только.

21:48 

- Но все равно я хочу стать супергероем и отбиться от всех вопросов Владиславы Юлиановны.
- Этого не будет, можешь не мечтать.
- Нельзя же так сразу сдаваться!
- Надо убивать надежду.

Камю, мерзавец, из-за тебя девочки суровы ко мне!

13:36 

Нужно читать Беду Достопочтенного. И многих других.
А я со вчерашнего вечера не могу перестать смеяться с этой фотографии:
картиночка

В сессию люди оглупевают.
Раньше мой бложик был гейским полунамеками, а теперь совсем. Хорошо, что его никто не читает.

16:01 

Григорий Великий: проповедь народу, диалоги с Петром: про вора, лангобардов, Стефана

Григорий Турский: история франков - про Мартина (окно), епископа Сидония (посуда), пленение Аттала (племянник Григория Блаженного). свадьба Ригунты, дочери Хильперика - с готом (мать дает много денег не из казны, сломанная ось повозки, грабежи), задержана Дезидерием, Хильперик умер, Гундовальд король. Какие-то мутные похождения. Ограбление базилики святого Винценция - подожгли, и у многих потом по воле божьей горели руки!! и шел дым!
Война Гундовальда с Гунтрамом, кажется. Они братья.
А у Гундовальда есть дружок Муммол.
Осада города. Муммол предлагает Гундовальду выйти, просит назад свой меч. Обманывает он Гундовальда. Гундовальда убивают. И сжигают город к черту.

Исидор Севильский: испанский епископ, укреплял испанскую государственность после отказа от арианства. систематизация знаний. статическая безмятежность стоической морали.
История о царях готов, вандалов и свевов. В прологе о том, как прекрасна Испания, что это лучшее место на земле. Солнце, лозы! У тебя источник конеродный! Процветающее готское племя после многих побед захватило тебя и полюбило.
Начало истории - происхождение готов. От Магога. Или некоторые говорят геты. "Покрытие" - храбрость. Про Цезаря.
"Этимологии" - О библиотеках. ВЗ - Ездра. Греки - Писистрат.
О переводчиках. Священные книги на греческий - Аквила, Симмах, Феодитон. Елиазар предводитель септуагинты. Ориген, Иероним.
"Синонимы, или стенания грешной души": Как от телесной тени, не могу убежать от несчастий моих. Никто не покровительствует. Нося вид благочестия, ходят с отравленной душой. О человек, почему столь недоверчив ты к своему духу? оставь печаль. против плотских досаждений! Не думай, что только у тебя такая скорбь. Страдания века сего имеют конец. Мудрость приумножается, если поделиться. Речь наставника должна соответствовать восприятию слушателя. Будь готов отдать себя учению, пусть не останется праздного времени, когда бы ты не творил. Никогда не соглашайся творить зло. Умереть не так страшно, как выполнить губительный приказ.

Беда Достопочтенный: Церковная история англов. До Августина - компилятивный характер, потом самостоятельный уже. Умер в 731.
Про преследования Диоклетиана. Как Августин (Кентерберийский) убеждал епископов сохранять католический мир. Слепой прозрел.
Пленника разорвали цепи, когда по нему отслужили мессу. Имма. Умер, ожил, пошел, встретил, крестьянин говорит, его в цепи, а цепи рвутся. Потому что его брат Тунна нашел на поле боя похожий труп, положил в монастырь и отпевал. Потом выяснилось, что Имма из знати, но ему дали честное слово, чо не убьют, потом под честное слово отпустили. он нашел выкуп, вернулся к брату.
Про брата, который лучше всех мог слагать стихи. Бесполезных не сочинял, если кто для развлечения по кругу, то он уходил. Ушел, заснул в хлеву, к нему человек: Кэдмон, спой. Тот да нет, да как, а ему: О дне Творения спой. Спел, запомнил, воспроизвел. Аббатиса в восторге, принимай монашеский обет, говорит. Жил, сочинял, а потом миролюбиво скончался в беседке. Еще и день кончины предсказал.

19:16 

каролингское

Павел Диакон. История лангобардов (до этого История Рима). Завершил ее на моменте расцвета государства - хотя видел падение. Разные версии, но мб просто не хотел как патриот писать профранкское, а патриотичное опасался - Карл все-таки.
Чем дальше страна от солнца, тем здоровее для человеческого тела! Женщины изображают бородатых. Винилы.
Альбоин. Как его убила жена Розамунда, когда тот предложил ей испить из черепа ее отца Кунимунда. Переспала с Передеем, потому что по-доброму он не соглашался идти в заговор. И погиб этот доблестнейший и отважнейший человек от коварства чудовищно жестокой ничтожной женщины!!
Гельмигис пробует захватить власть. Префект Лонгин предлагает убить Г. и вступить в брак (с Р.) Та принесла ему яд, он понял, занес над ней меч и заставил выпить остаток. Так погибли гнусные убийцы!! (это Г. ей П. посоветовал)
Еще одна прекрасная история о короле Автари. Король Автари приблизился к королю Гарибальду и тот продал ему дочь. Автари говорит: Разрешите ей принести мне вино, как впоследствии она должна будет делать. Теодолинда напутала порядок, подала Автари вторым, а тот пальцами по руке и лицу проводит. Т. в смущении, кормилица говорит: да он жених. Потом напали, она бежала, женились. Ударила молния. Агилульф, писая, услышал от гадателя из своей свиты, что женится на жене короля. "Уйди, убью" - сказал.
Смешунечка про Гунтрамна. Пошел в лес, все разбежались, лишь один верный ему. Он заснул у него на коленях. Изо рта ящерка, хочет ручей перейти. Спутник ей мечом помог, она перебралась, потом вернулась. Г. просыпается, говорит, видел как сокровища нашел, перейдя по железному мосту. Ах! Ох! разрыли место, а там богатства. Кубок отлили.
Автари отравился. Теодолинде говорят - выбирай мужа. Она выбрала Агилульфа. Пьют вино. Он в руку. Кто может целовать меня в уста, не должен целовать в руку.

Алкуин В основном распространял старое. Учитель, а не ученый. Официальные стихи, вызывавшие восторг современников. Начитанность. Послание к королю, Коридону, надпись на Песнь Песней. Стих о кукушке. К своей келье. Убегай, Христа одного мы возлюбим навеки. Словопрение весны с зимой. Загадки.
Гость обнаженный войдет, если хочет играть он со мною,
Тело желая свое влагой моей усладить.
(Это баня)
Кончается тем, чтобы мальчик отвратил свой взгляд от того, что укрыл праотец, чтобы скромным остался навек его взгляд.
Словопрения с Пипином:
Что такое буква? Страж истории.
Слово? Изменник души.
Язык? Бич воздуха.
Человек? Раб смерти, мимоидущий путник, гость в своем доме. Похож на плод.
Четыре спутника: жар, холод, сухость, влажность.
Перемены: голод-насыщение, покой-труд, бодрствование-сон
Сон образ смерти
Свобода - невинность.
Зубы - жернова кусания.
Всякие части тела и метеорологические явления. Времена года.
Что делает горькое сладким? Голод.
Надежда - сон наяву. Надежда - освежение от труда, сомнительное состояние.
Что такое дружба? Равенство душ.
Что такое вера? Уверенность в том, что не понимаешь и считаешь чудесным.

Меняются местами - начинает Пипин отвечать. Алкуин ему подкидывает.
- Я видел огонь, не гаснущий в воде.
- Я думаю, ты говоришь об извести.
(К вопросу, что такое чудесное)
Было трое: один ни разу не рождался и единожды умер, второй единожды родился, но ни разу не умер, третий единожды родился и дважды умер. (земля-Бог-нищий)
Кончается:
- Какой вестник нем?
- Который я держу в руках
- Что это?
- Твое письмо
- Ну и читай, сын мой.

Теодульф Стихи элегическим дистихом. Отличия от своего времени: чувство комического и пессимистичная мрачность (а не христианский оптимизм).
Критический взгляд на современность (был знаком с практикой хозяйствования). "Стих против судей"
Послание к королю.
О книгах, которые я любил читать и о том, как выдумки поэтов мистически толкуются в философии.
Вергилий, Назон - под покровом лжи истинный блеск.
Ложь у поэтов живет под пером, у философов правда.
Часто ученый мудрец правду из лжи извлечет.

Есть ли что на земле ненадежнее доли влюбленных?
О потерянной лошади: Ум помогает нам в том, в чем сила помочь не сумеет.
Воин хитростью вернул лошадку.
- Не отдадите, сделаю, что мой отец в Риме совершил!!!
Отдали, страшно же.
- Что бы ты сделал?
- Пошел бы пешком босиком несчастный из Рима.

Ангильбер Академическое прозвище - Гомер. Но прозвище ему не помогло. Не особо он. Любил увеселения, но его сделали аббатом все равно.
Карл Великий и Папа Лев (это поэма). Эклога к королю.
Любит поэтов Давид - Давид есть слава поэтов.
Любит Давид Христа - Христос есть слава Давида.

Эйнхард. Жизнь Карла Великого - лучший памятник биографический.
Первая война - аквитанская. Потом саксы.
Разделив с братом власть, переносил зависть с терпением.
Велел дочерям упражняться в добронравии, чтобы не отупеть в празности!
Двое детей умерло и он плакал. И когда папа Адриан.
Любил иноземцев.
Врачи стали ему ненавистны, потому что предлагали отказаться от жареной пищи и есть вареную. Но он все равно был здоров.
Поддерживал отечественного производителя - носил франкскую одежу.
Не терпел пьянства. Ел умеренно - к обычному обеду подавалось только четыре кушанья! Кроме жаркого.
Любил "О граде Божьем"
Посылал деньги бедным. Молился на латыни, понимал греческий. Речист.
Последняя поездка: римляне нанесли оскорбление папе Льву - вырвали ему глаза.
Когда принял титул императора, вдруг осознал, что законы-то разнятся. Решил добавить.
Похоронили в базилике.
Знамения кончины: три года солнечные и лунные затмения. 7 дней темные пятна. Мост на Рейне сгорел. Увидел падавший с неба огонь. Конь уткнулся в землю и столкнул. Даже в базилику молния попала. Буквы слова princeps почти стерлись.
Но до Карла то ли не доходило, то ли он пренебрегал.

Там еще трое, но я не могу больше.

20:43 

Нитхард - про страсбургские клятвы.
Эрмольд. Прославление Людвига.

Стихи одинокого Эриугены про Христа Распятого и Дионисий Ареопагиты. Эриугена не мог этих варварских богословов, а Августин приятен, но все равно. Греческий неоплатонизм.

Ноткер. Ноткер зимой отослал грибы. Разрабатывал жанр секвенций. Деяния Карла.
Три брата и козел. Приписывают из-за грибов. Козел тому кто сможет пожелать наибольшего козла.
Послание Соломону о пяти чувствах.

12:01 

Когда я перестану просыпаться в 12!? Ну в 11.
Сегодня была уже близко к цели, полдесятого проснулась сама, но решила доспать до десяти, и всё.
Я ж так не подготовлюсь ни к чему.
И с утра я просыпаюсь в адекватном состоянии, а сейчас мутно, вяло и трясет, как будто я хочу, чтобы меня кто-нибудь обнимал.

12:05 

А еще моя одногруппница с замашками сыщика нашла книжку с фаблио. Я надеялась не найти ее и прочитать две штуки в хрестоматии, как дурачок. А теперь получится как с вагантами, и я прочитаю трехсотстраничную книжку целиком. Брр.

23:40 

Септуагина как перекос в сознании иудеев
Несторианство, монофизитство
Переводы НЗ на иврит - ритм рифма
Евангелия (почти все что Горбунов) - повествовательные
Путь от синоптических к 4му, возможности - как апокрифы (наив) и как гностики
Визионерская (Апокалипсис) + Пастырь Гермы - мягко. Потом Вита Нова и БК возьмут
Дидактическая - 14 посланий приписываемых Павлу. Закон-свобода. Эпифан (амораль). Паулинский нигилизм спотыкается на Отнюдь! Свобода от произвола. Любовь благодать.

00:52 

Отношение человека к природе - не отношение субъекта к объекту, а нахождение себя во внешнем мире, восприятие космоса как субъекта.
(Меры
Гуннар и пейзаж
Отделение но не противопоставление
Неконкретность в мифе)
Нет оппозиции природа-культура
Микрокосм/макрокосм (миникопия)
Космос дуалистичен.
От античности остался порядок иерархия Псевдо-Дионисий
Мировое древо
Абстрактность пейзажа в живописи
Эстетическое восприятие м.б., но природа не цель.
Условность изображения в искусстве - идеальный лес и пр.
Скачкообразность перемещений в рыцарском романе.
Мир не разнообразен.
Целиком обозреваем, но насыщен.
"Провинционализм" (история монастыря, но пытались через частное общее)
символ вселенной - собор
система концентрических сфер
Вертикальный дуализм (небо-земля и пр)
религиозно-моральная интерпретация В - и нет определенности
Паломничесво (еще путь к Богу)
Части пространства отличались по мере сакральности
Кеннинг подставляет микрокосм на место макрокосма. Скандинавы в общем.
Неоплатонизм - еще источник символического восприятия.

ТОЛКОВАНИЯ: историческое, аллегорическое, тропологическое, анагогическое
Littera gesta docet, quid credas allegoria,
Moralis quid agas, quid tendas anagogia

Про перспективу - что все прекрасно понимали.
Готика -> Божественная Комедия (иерархия на загробие)
Промышленность - стандартизация мер
---
Варвары антропоморфное время. Земледелие. Цикл
Эпическое время
Счет поколений
Возобновление прошлого в потомке
Вещественность и вневременность времени
Временем измеряется длина пути
Линейное христианство, но то - не ушло.
Часы дня и ночи.
Схоластическая детализация градация - контраст
Родовое время
Не преходящее библейское время
! Время отделено от вечности. (Тут же можно вспомнить решение Боэцием проблемы). Историческое время разделено на две части (РХ)
Новое осознание времени: начало, кульминация, завершение жизни рода человеческого.
Августин.
Время как канат от востока до запада. И подвержено порче.
Земное время иллюзорно.
Бэда считал что в 1000 - конец истории.
Возрастам человечества сооветствуют часы.
Пессимистик современности.
Мир стареет.
(а люди были нестарые сами по себе)
Изменение ведет к упадку.
Сознание ориентировано на прошлое
Иоахим Флорский - три исторических эпохи (по ипостасям). У Августина был один момент истины - рождение Логоса.
Разница между прошлым и настоящим стиралась из-за заимствований. Эйгард заимствовал из Светония для Вита Карла.
Мир не осознается в развитии.
Художественное время - про Нибелунгов - про Кримхильду
Три слоя времени: сказочная древность, героическая эпоха и современность.
Три пространственных сферы (вода)
У Кретьена для каждого героя по-своему.
Поглощенность настоящий - куртуазия.
Скачкообразное время (у немцев)
В юриспруденции субъектом права мог быть покойник. Акты навечно, но вечности нынче длятся не так долго :eyebrow:
Время в обществе неторопливое.
Ирландцы: Когда Бог создал время, он сотворил его достаточно.
Церковь под контроль.
Город - новое восприятие.

13:44 

Право самостоятельная сила. У арабов часть религии. Китай считает закон слишком абстрактным, а потому это зло.
Варвары. Всеобщая связь людей. (германцы). Быть вне закона - лишиться всех прав.
Рождается с определенным правом.
Моральность качество семьи.
Церковь - проводник номократической теории права. Всеобщий закон, выдвинутый Богом.
Власть монарха не зависит от воли управляемых.
Приоритет блага целого.
Правитель воплощение идеи права.
Никто не вырабатывает новых законоположений
Отбор в старом праве наиболее мудрых - задача законодателя.
Закону подвластны все, в первую очередь государь.
Право как важнейший признак его члена. Характеристика правовым статусом.
Грамота как символ, могла не содержать текста.
Право не образует стройной системы. Повод для разных толкований.
leges barbarorum
представления об идеальном праве
Атмосфера чуда
Нет последовательного различия между общим и частным
И различия между идеальным и позитивным правом
Право сильного
Если законодательная деятельность не особо - то потому что обычное право (обычаи) Прецедент
Законы отчуждены от творцов, а обычаи нет
Принцип взаимности и обоюдности (вассал-сеньор)
Человек не мог быть превращен в объект распоряжения как античный раб, т.к. не представлял обособленной единицы.

Отношения господства-подчинения и корпоративные отношения. !
Церемониал (василевс раб, а рыцарь перед монархом, который первый среди равных)
Свобода не антитеза несвободе. Нехарактерно единое понятие свободы.
Человек мог быть свободным и несвободным одновременно (по отношению к сеньеру и по отношению к другим людям)
Бог неограничено свободен
Служба и верность центральные категории, а не свобода.
Крестьянин - консервация традиционных форм мышления.
Равенство перед Богом. но в загробный мир также переносилась иерархия - Про виллана, который словопрением достиг рая.
У рыцаря возможности для индивидуальности. Но строгий регламент.
Брюнхильда вешает Гунтера и обращается - господин.
Но образ дамы стереотипен.
Горожане менее зависимы от природы.
Цехи. Бюргер гражданин коммуны, трудящийся субъект.

14:54 

В античности в труде не было доблести, в труде были рабы. Тут иначе. А богатство у А. было средством для ведения гражданской жизни. Физический труд - мука и боль, приближающая человека к скотине. Мечты о роботах.
А тут Павел: не трудишься не ешь. Труд - нормальное состояние.
--
Варвары охочи до чужого добра. Захваченное демонстративно потреблялось. Богатство от войны - социальное отличие.
При этом запрятывали богатства навсегда. Монеты не применяли в торговле.
В сокровищах воплощались личные качества.
Когда создавали украшения - тоже, но их не прятали.
Потом уходит.
Вергельд. Вира вместо мести. Но уплачивались часто имуществом, т.к. денег не было особо.
Обмен дарами. Чуждо представление об одностороннем дарении варварам.
С дарителем часть его сущности. На дар могущественного - песней или службой.
Речи высокого - это не мелочная житейская мудрость хозяйчика себе на уме! Зародились в среде слабо дифференцированной. А еще опасности всюду.
Пиры и дары - основное социальное общение. надо поддерживать связи.
С королевской властью пиру утрачивают добровольный характер.
Обладание владением опосредовалось божеством.
---
Обладание собственностью никогда не получало одобрения.
Собственность и раздельное владение не от Бога, а результат корыстолюбия людей.
Бедность праведна.
Для многих исполнение заповеди бедности невозможно.
Церковь главный собственник не предлагала отменить ЧС
Милостынь ритуальные формы.
Ни одной радикальной попытки исправить положение бедных (про душу свою)
Идеал - аскет монах.
Бедность - Франциск Ассизский.
Не мешало торговой деятельности.
---
Доблесть сеньора - щедрость
Богатство не самоцель. Никакого удовольствия если нельзя демонстративно тратить. Орудие поддержанияя общественного влияния. Знаковая f => ритуалы
Призывы трубадуров к щедрости сеньора.
Добрый краткий спор между Накопителем и Мотом.
Земля не объект свободного отчуждения.
---
Безгрешное состояние не предполагает труда. Но труд признается необходимым состоянием человека.
Идея умеренности - какой труд угоден богу. Не превращать в самоцель.
Труд не противоречит аскезе.
Крестьянин и ремесленник - не средство самообуздания, а необходимость.
"Теология труда"
Осознание важности умственного. В раннее С. мудрость как дар божий - учителя не получали жалования. Поэт засчет подарков.
Труд мог быть источником морального удовлетворение, преимущество крестьянина над сеньором.
---
Ни от кого не требовали буквально бросить богатство. Сохранить душу чистой.
Вопрос как применять богатство.
Торговля опасна для души (Иероним)
"Справедливая цена" - моральный, экономический, юридический смысл.
Запрет ростовщичества.

17:04 

II-IV

Итак, важная особенность литературного процесса на Западе в период Раннего Средневековья — это отсутствие в нем единства, неравномерность развития, разные его уровни и темпы, т. е. его ярко выраженный переходный характер.

Таким образом, ученый «гуманизм» раннесредневековой латинской литературы как преемственная зависимость от античности подкреплялся (а иногда и опровергался) иным «гуманизмом», который можно было бы назвать «христианским», если бы он не был шире и, главное, человечнее догматов христианской церкви.

Тертуллиан (из язычников). Потом времена Константина - Лактанций. «оправдать христианство в глазах ещё привязанной к античным ценностям римской интеллигенции», что обусловило «интеллектуально привлекательную и литературно совершенную»
Амвросий. Стоический рационализм.
Иероним метался между восторгом от старой культуры и ее отрицанием ради новой веры - посредник. А еще он учился у Доната (комментатор Теренция)
Письмо к Евстохии. Выбирать девство не значит порицать брак.
А потом историйка, как его бог побил.
3 вида монахов: киновиты, анахореты, ремоботы.
Ничто не тяжело для любящих.
Письмо к Паммахию о лучшем способе перевода. Не старайся словом в слово попасть.

У Августина было всё от средневековья, кроме ограниченности.
Родился в Тагасте. Учился риторике в Мадавре и Карфагене. Преподавал в Северной Африке и Медиолане.
373 - Гортензий Цицерона. Начинается!!
Епископ города Гиппона.
Динамика становления человеческой личности и динамика общечеловеческой истории. Исповедь - О граде Божьем.

Эпоха Амвросия, Иеронима, Августина - высшая точка. Параллельно - предзакатный расцвет литературы, которая на старых традициях. Язычники или номинальные христиане. Децим Магн Авсоний.

Значение историко-культурного символа имеет
конфликт между Авсонием и его любимым уче-
ником Павлином Ноланским
(353—431). Глу-
боко пережив обращение в христианство, Пав-
лин отказался от карьеры магистрата, от имений
и от изящного досуга, посвященного Каменам.
Авсоний посылал ему стихотворные послания,
заклиная вернуться с пути аскета иа путь ли-
тератора, и Павлин отвечал ему тоже стихами:
Сердца, Христу навеки посвященные,
Для Феба затворяются.
(Перевод С. Аверинцева)

Клавдий Клавдиан и
Клавдий Рутилий Намациан.
- язычники
Вечная слава Рима
После того как Аларих взял Рим!! А они пишут!

Аврелий Пруденций Клеменс.
Пруденций очень удачно подражал в своих произведениях отчасти эпическим, отчасти лирическим формам классических поэтов Рима. По тщательной отделке выражений и изяществу формы его ставили почти наряду с Горацием.

«Психомахия» имела огромную популярность и на протяжении всего Средневековья оказывала влияние на пластические искусства, поэзию, проповедь, церковные догматы.

17:24 

Аврелий


20:10 

НАДО ПИСАТЬ КОНСПЕКТЫ ВО ВРЕМЯ СЕМЕСТРА, А НЕ ПОДЧЕРКИВАТЬ В СВОЕЙ БРЕННОЙ ПРЕХОДЯЩЕЙ КНИЖЕЧКЕ, КОТОРОЙ СВОЙСТВЕННО ЛОМАТЬСЯ :fire: :apstenu:

20:16 

А пока то, что успокоило меня вчера ночью и продолжает успокаивать сейчас.
И возлежал

И вдобавок - странный Савл с толстой лошадкой

22:03 

Не могу больше.
Хотела докончить Августина, Боэция и эпосы, в итоге уже пять часов сижу с Августином.
Осталось просмотреть еще две трети исповеди.
:weep2:

А завтра языкоз, да, к которому я не готовлюсь.

23:52 

V - VI

Последним питомцам риторских школ оставались лишь два пути для приложения своих знаний. Первый вел к королевским дворам новых правителей — германцев: здесь еще была нужда в носителях римской культуры — в лучшем случае они становились государственными советниками (таковы были Боэтий и Кассиодор при остготском дворе), в худшем — прихлебателями-панегиристами (таковы поэты римской Африки при вандальском дворе). Второй путь вел на службу церкви: здесь образованные люди были нужны, чтобы вести сложные хозяйственные и политические дела местных епископств, толковать в проповедях Писание для

Новая обстановка порождала новое отношение к слову. Быстрое падение образованности Е массе населения расшатывало нормы латинского языка, обиходная речь все больше отличаласьот литературной, все больше принимала в себя элементов «народной», «мужицкой» латыни. Это заставляет последних носителей литературного языка все больше ценить его именно постольку, поскольку он отличен от разговорного:

Сидоний АполлинарийОт Сидония сохранилась книга стихов и девять книг писем. Стихи его продолжают традицию Клавдиана — это панегирики, эпиталамии, стихи на случай, где похвала новобрачному, рассказ о подвигах императора или описание красивого поместья вставляются в пышную мифологическую рамку:

Меробавд, ритори военачальник, писавший ок. 446 г. стихотворные панегирики императору и его советнику Аэтию, будущему победителю гуннов.

Античные риторические традиции подчиняют себе и поэзию христианского содержания. Еще в IV в. Ювенк переложил в стихи Евангелие: теперь стиль этого переложения кажется уже недостаточно художественным, и Целий Седулий ок. 430 г. сочиняет новый стихотворный эпос на эту тему («Пасхальная песнь»)

Здесь, в Италии, в первой половине VI в. были сделаны последние две сознательные попытки сберечь античное наследие для духовного мира христианской Европы. Попытки эти принадлежали двум виднейшим сановникам Теодориха — Боэтию и Кассиодору.

Аниций Манлий Северин Боэтий (ок. 480—
524 или 525) поставил своей главной целью сохранить для латинского мира доступ к греческой науке. Малой программой его трудов был цикл переводов и комментариев по всем семи наукам энциклопедического круга.

Большой программой его трудов был полный латинский перевод всего Аристотеля и всего Платона с неоплатоническими комментариями, в которых он надеялся свести их философию к единому синтезу. Но к этому предприятию Боэтий так и не приступил: за свои греческие симпатии он был обвинен перед Теодорихом в государственной измене, брошен в тюрьму и казнен.

Боэций христианин, но Утешения» не христианское, а античное: главное для него — не благодать, а разум, не ощущение греховности, а уверенность в добродетели, не упование на небеса, а твердость духа на земле;

Если Боэтий подходил к освоению античности как мыслитель, то его друг Кассиодор — как практик: первый думал об идеях, второй — о книгах и людях. Магн Аврелий Кассиодор Сенатор (ок. 487—ок. 575) вместе с Боэтием занимал высшие должности при остготском дворе, был канцлером (собрание составленных им грамот и писем он

Главным его намерением было основать в Риме богословскую школу, в которой клирики могли бы изучать светские науки, чтобы использовать их для более всестороннего толкования Священного писания

Греко-готские войны в Италии помешали этому основанию первого европейского университета. Тогда около 540 г. Кассиодор удалился от дел в свое калабрийское поместье Виварий и попытался осуществить свой замысел хотя бы частными средствами:

00:42 


doppelt-gemoppelt

главная