agem
В античности в труде не было доблести, в труде были рабы. Тут иначе. А богатство у А. было средством для ведения гражданской жизни. Физический труд - мука и боль, приближающая человека к скотине. Мечты о роботах.
А тут Павел: не трудишься не ешь. Труд - нормальное состояние.
--
Варвары охочи до чужого добра. Захваченное демонстративно потреблялось. Богатство от войны - социальное отличие.
При этом запрятывали богатства навсегда. Монеты не применяли в торговле.
В сокровищах воплощались личные качества.
Когда создавали украшения - тоже, но их не прятали.
Потом уходит.
Вергельд. Вира вместо мести. Но уплачивались часто имуществом, т.к. денег не было особо.
Обмен дарами. Чуждо представление об одностороннем дарении варварам.
С дарителем часть его сущности. На дар могущественного - песней или службой.
Речи высокого - это не мелочная житейская мудрость хозяйчика себе на уме! Зародились в среде слабо дифференцированной. А еще опасности всюду.
Пиры и дары - основное социальное общение. надо поддерживать связи.
С королевской властью пиру утрачивают добровольный характер.
Обладание владением опосредовалось божеством.
---
Обладание собственностью никогда не получало одобрения.
Собственность и раздельное владение не от Бога, а результат корыстолюбия людей.
Бедность праведна.
Для многих исполнение заповеди бедности невозможно.
Церковь главный собственник не предлагала отменить ЧС
Милостынь ритуальные формы.
Ни одной радикальной попытки исправить положение бедных (про душу свою)
Идеал - аскет монах.
Бедность - Франциск Ассизский.
Не мешало торговой деятельности.
---
Доблесть сеньора - щедрость
Богатство не самоцель. Никакого удовольствия если нельзя демонстративно тратить. Орудие поддержанияя общественного влияния. Знаковая f => ритуалы
Призывы трубадуров к щедрости сеньора.
Добрый краткий спор между Накопителем и Мотом.
Земля не объект свободного отчуждения.
---
Безгрешное состояние не предполагает труда. Но труд признается необходимым состоянием человека.
Идея умеренности - какой труд угоден богу. Не превращать в самоцель.
Труд не противоречит аскезе.
Крестьянин и ремесленник - не средство самообуздания, а необходимость.
"Теология труда"
Осознание важности умственного. В раннее С. мудрость как дар божий - учителя не получали жалования. Поэт засчет подарков.
Труд мог быть источником морального удовлетворение, преимущество крестьянина над сеньором.
---
Ни от кого не требовали буквально бросить богатство. Сохранить душу чистой.
Вопрос как применять богатство.
Торговля опасна для души (Иероним)
"Справедливая цена" - моральный, экономический, юридический смысл.
Запрет ростовщичества.