Agem
Биографическая: Шлеермахер, Сен-Бёв
Мифологич.: Гримм, Афанасьев, Буслаев
Культурно-историч: Спенсер, Конт -> Тен, Пыпин. Раса среда момент
Сравн-истор: Веселовский
Итак, Сент–Бев основное внимание уделял личности художника, ее особенностям, Тэн – особенностям эпохи, среды и расы, Веселовский же рассматривал конкретную национальную литературу на фоне всего исторического развития, как общественного, так и художественного, не упуская при этом из виду эстетическую и «индивидуальную» ее специфику.
Духовно-историческая: Дильтей.
Она явилась реакцией накультурно-историческую школу и филологич. позитивизм и развилась на основе ряда идей «философии жизни» Ф. Ницше и особенно В. Дильтея, как то: «понимание» («постижение») как специфич. метод гуманитарных наук в противоположность естественнонауч. «объяснению»
Д.-и. ш. сосредоточенно занималась типологией мировоззрений и личностей поэтов («Типы мировоззрения», 1911, Дильтея; «Формы жизни», 1914, Э. Шпрангера).
---
Расцвет Д.-и. ш. — 20-е гг.
В кон. 20-х гг. в рамках Д.-и. ш. выделились два направления: «история стиля» (Гундольф, Штрих, Цизарц, Э. Бертрам) и «история идей» («проблемно-историч.» направление Унгера, Корфа, Петерсона). Первое рассматривало поэзию как высшую форму действительности и развивало тезис Дильтея о символич. характере поэзии и ее истолкования. Второе сосредоточилось на выражении в лит-ре филос. идей (трагизма, свободы, необходимости и т. д.) и отыскании ее мифологич. корней
Интуитивизм: Бергсон, Потебня.
Анри Бергсон (1859-1941 гг.), который в исследованиях «Память и материя», «Творческая эволюция», «Смех», изложил свои взгляды на творческий процесс. Ум, по его мнению, может служить человеку лишь в практической деятельности, поскольку он способен идентифицировать отдельные предметы с целью выявления выгоды от их последующего использования. Эстетичную же функцию мира можно познать лишь с помощью интуиции.
Психоанализ: Фрейд, Юнг.
ОНО
Психоанализ Фрейда базируется на трех положениях:
1) неосознанное;
2) учение о детской сексуальности;
3) теория сновидений
Юнг открыл два типа творчества: психологический и визионерская
Формальная школа: Шкловский
Структурализм. Клод Леви-Строс, ОПОЯЗ, Лотман, Колмогоров
Экзистенциализм. Ну отчаяние, заброшенность, тревога. Бердяев - !
В период формирования модернизма мифологическая школа возродилась в рамках эстетики символизма. Существует термин – неомифологическая школа.
Символисты стремились сформировать новое мифологическое сознание, опираясь 1)на народную традицию; 2)на неомифологию Вл.Соловьева, софиологию. Неомифологический тип мышления – в статьях символистов «2 стихии в современном символизме» В.Иванова; «О современном состоянии русского символиз
ма» Блока, «Индивидуализм в искусстве» Волош., «Эмблематика смысла» А.Белого.
Все символисты 2-ой волны связаны с концепцией всеединства и мистические учения о Софии. Кроме символистов, эту концепцию развивали русские религиозные мыслители: Флоренский «Столп, или утверждение истины»; Булгаков С.Н. «Свет невечерний».
В современное время самый крупный представитель неомифологической школы – Лосев А.Ф. («Диалектика мифа», «Символ и проблемы реалистического искусства»).
В 1-ой книге Лосев, пользуясь языком диалектики, разрешенные марксизмом, формулирует сам феномен мифосознания; миф – 1)объективная реальность; 2)чудо.
Формула мифа становится сверхъестественное. Главный феномен мифа является неразличение между 2-мя реальностями: расширение реальности физической до реальности метафизической. Миф – не первобытная фантастика, а универсальный тип мировосприятия, предполагающий веру в чудо.
(Где-то был же конспект Блока)
Мифологич.: Гримм, Афанасьев, Буслаев
Культурно-историч: Спенсер, Конт -> Тен, Пыпин. Раса среда момент
Сравн-истор: Веселовский
Итак, Сент–Бев основное внимание уделял личности художника, ее особенностям, Тэн – особенностям эпохи, среды и расы, Веселовский же рассматривал конкретную национальную литературу на фоне всего исторического развития, как общественного, так и художественного, не упуская при этом из виду эстетическую и «индивидуальную» ее специфику.
Духовно-историческая: Дильтей.
Она явилась реакцией накультурно-историческую школу и филологич. позитивизм и развилась на основе ряда идей «философии жизни» Ф. Ницше и особенно В. Дильтея, как то: «понимание» («постижение») как специфич. метод гуманитарных наук в противоположность естественнонауч. «объяснению»
Д.-и. ш. сосредоточенно занималась типологией мировоззрений и личностей поэтов («Типы мировоззрения», 1911, Дильтея; «Формы жизни», 1914, Э. Шпрангера).
---
Расцвет Д.-и. ш. — 20-е гг.
В кон. 20-х гг. в рамках Д.-и. ш. выделились два направления: «история стиля» (Гундольф, Штрих, Цизарц, Э. Бертрам) и «история идей» («проблемно-историч.» направление Унгера, Корфа, Петерсона). Первое рассматривало поэзию как высшую форму действительности и развивало тезис Дильтея о символич. характере поэзии и ее истолкования. Второе сосредоточилось на выражении в лит-ре филос. идей (трагизма, свободы, необходимости и т. д.) и отыскании ее мифологич. корней
Интуитивизм: Бергсон, Потебня.
Анри Бергсон (1859-1941 гг.), который в исследованиях «Память и материя», «Творческая эволюция», «Смех», изложил свои взгляды на творческий процесс. Ум, по его мнению, может служить человеку лишь в практической деятельности, поскольку он способен идентифицировать отдельные предметы с целью выявления выгоды от их последующего использования. Эстетичную же функцию мира можно познать лишь с помощью интуиции.
Психоанализ: Фрейд, Юнг.
ОНО
Психоанализ Фрейда базируется на трех положениях:
1) неосознанное;
2) учение о детской сексуальности;
3) теория сновидений
Юнг открыл два типа творчества: психологический и визионерская
Формальная школа: Шкловский
Структурализм. Клод Леви-Строс, ОПОЯЗ, Лотман, Колмогоров
Экзистенциализм. Ну отчаяние, заброшенность, тревога. Бердяев - !
В период формирования модернизма мифологическая школа возродилась в рамках эстетики символизма. Существует термин – неомифологическая школа.
Символисты стремились сформировать новое мифологическое сознание, опираясь 1)на народную традицию; 2)на неомифологию Вл.Соловьева, софиологию. Неомифологический тип мышления – в статьях символистов «2 стихии в современном символизме» В.Иванова; «О современном состоянии русского символиз
ма» Блока, «Индивидуализм в искусстве» Волош., «Эмблематика смысла» А.Белого.
Все символисты 2-ой волны связаны с концепцией всеединства и мистические учения о Софии. Кроме символистов, эту концепцию развивали русские религиозные мыслители: Флоренский «Столп, или утверждение истины»; Булгаков С.Н. «Свет невечерний».
В современное время самый крупный представитель неомифологической школы – Лосев А.Ф. («Диалектика мифа», «Символ и проблемы реалистического искусства»).
В 1-ой книге Лосев, пользуясь языком диалектики, разрешенные марксизмом, формулирует сам феномен мифосознания; миф – 1)объективная реальность; 2)чудо.
Формула мифа становится сверхъестественное. Главный феномен мифа является неразличение между 2-мя реальностями: расширение реальности физической до реальности метафизической. Миф – не первобытная фантастика, а универсальный тип мировосприятия, предполагающий веру в чудо.
(Где-то был же конспект Блока)